Головна » Матеріал для завантаження » КЛАСНОМУ КЕРІВНИКОВІ » КЛАСНОМУ КЕРІВНИКУ

ПЫЛАЮЩИМИ ДОРОГАМИ АФГАНИСТАНА
(1.13 Mb) ] 12.02.2016, 20:43 ПЫЛАЮЩИМИ ДОРОГАМИ АФГАНИСТАНА
(сценарий мероприятия)
Цели:
- развивать умения учащихся самостоятельного поиска информации по данной теме, её анализа и систематизации;
- расширить знания об Афганистане;
- рассказать о войне в Афганистане; - показать героизм солдат и офицеров в этой войне - воспитать чувство патриотизма и гражданственности.
Мероприятие построено на основе результатов поисковой работы учащихся, воспоминаний воинов - интернационалистов, стихотворений и песен об "афганской" войне.
Форма «поисковик GPS» или «дорогой поиска и открытий» - это проведение коллективного поискового, исследовательского мероприятия, нацеленного на поиск достоверной информации, неизвестных страниц из истории Афганской войны, поиск воинов – интернационалистов .
Учитель вместе с учащимися определяет тему, объекты поисковой деятельности, составляет план действий, маршрут поисковой дорожки, согласует ответственных за работу. Вместе с учителем учащиеся составляют карту и определяют сроки проведения поисковой работы.
Учащиеся получают задания, проводят поисковую работу в намеченном направлении, собирают и анализируют информацию, подводят итоги работы, а потом оформляют результаты в виде альбома, слайдов, книги воспоминаний, устного журнала, живой газеты и т.д. Эта форма работы , в конечном результате, предполагает и театрализации, которые позволяют учащимся прочувствовать атмосферу событий в Афганистане.
Сценарий может быть использован учителями истории по предмету и для проведения классных часов (для учащихся 9 – 11 классов).

Ход мероприятия

І. Внешняя политика СССР в середине 60-х - 80-х годов. Первый отправной пункт нашего маршрута. (слайд 1)

1. Ученик-историк. Союз советских социалистических республик , СССР. С 1956 по 1991 - состоял из 15 союзных республик. Крупнейшее государство мира по площади, второе по экономической и военной мощи и третье по численности населения. Твёрдыми, уверенными шагами идёт по пути социализма. Стремится воплотить идею мировой пролетарской революции.
Поэтому в середине 60-х – 80-х годов дипломатические отношения Советского Союза со странами социалистического лагеря основываются на «доктрине Брежнева», смысл которой заключался в необходимости любыми путями сохранить единство пролетарских государств и закрепить руководящую роль СССР в социалистическом мире.
2. Ученик-историк. Широким было наше военное сотрудничество с другими странами после Великой Отечественной войны. Многим из советских военных советников и специалистов довелось выполнять интернациональную миссию там, где шли боевые действия.
Ниже приводится сводная справка, подготовленная в одном из управлений Генерального штаба, о прохождении службы военными советниками, специалистами и переводчиками в странах, где велись боевые действия. За начало отсчёта взят 1950 год (информация была предоставлена заместителем начальника Генерального штаба Вооружённых Сил СССР генерал-полковником Е. Смирновым). Некоторые из стран, где находились наши военные советники, в список не были включены. (слайд 2)

1.Северная Корея: июнь 1950 - июль 1953г.

2.Лаос: 1960-1963г.; август 1964 - ноябрь 1968г.; ноябрь 1969 - декабрь 1970г.

3. Алжир: 1962-1964г.

4. Объединённая Арабская Республика (Египет): 18 октября 1962 - 1 апреля 1963г.;
1 октября 1969 - 16 июня 1972г.;
5 октября 1973 - 1 апреля 1974г.

5. Йеменская Арабская Республика: 18 октября 1962 - 1 апреля 1963г.

6. Вьетнам: 1 июля 1965 - 31 декабря 1974г.

7. Сирия: 5-13 июня 1967г.; 6-24 октября 1973г.

8. Чехословакия: 1968 г. «пражская весна»

9. Камбоджа: апрель 1970 - декабрь 1970г.

10. Бангладеш: 1972 - 1973г.

11. Ангола: ноябрь 1975 - 1979г.

12. Мозамбик: 1967-1969г.; ноябрь 1975 - ноябрь 1979г.

13. Эфиопия: 9 декабря 1977 - 30 ноября 1979г.

14. Никарагуа: 1980-1990г.

15.Афганистан: апрель 1978 - август 1992г.

Понятно, что советские военнослужащие, выполнявшие в названных странах в указанные сроки интернациональный долг, имеют юридический статус воина-интернационалиста. Это название, образно говоря, вынесено из боёв.
В целом, следует отметить, что в этих и других неотмеченных странах за сорок с лишним лет находилось около 50 тысяч наших военнослужащих .

( Видео « Я воин – интернационалист», песня в исполнении воина - «афганца» Валерия Петряева )

3.Ученик-историк. В афганскую войну было испытано всё — всё, на что способен человек, что он в состоянии выдержать. Это знают и помнят наши „афганцы“: им полной чашей пришлось хлебнуть и страданий, и горя, и отчаянья, и трудностей. Они воевали в чужой стране, а собственный народ практически ничего не знал ни о причинах этой войны, ни о целях, ни даже об отваге и подвигах наших солдат и офицеров. Больше того, многих, кто вернулся с той войны, подчас встречали на Родине с непониманием, равнодушием, и даже с осуждением. И, конечно, люди спрашивали: за что? По-настоящему мало кому было дело до искалеченных судеб наших „афганцев“, до их физических ран и душевных мук. И чаще всего им самим приходилось находить себе место в жизни — политики были заняты своими делами… Всем, кто прошёл Афганистан, всем, кто прошёл через испытания Афганистаном посвящается…

ІІ. Направление маршрута СССР - Афганистан
( слайд 3 )



1.Ученик – географ. Для понимания всех трудностей войны в Афганистане хотелось бы рассказать об этой стране.

Рельеф Афганистана ( слайд 4 )



Государство находится в Юго-Западной Азии и не имеет выхода к морю. На севере граничит с Туркменией, Узбекистаном и Таджикистаном, на востоке - с Китаем, Индией (спорная территория Джамму и Кашмир) и Пакистаном, на юге - с Пакистаном, на западе - с Ираном. Афганистан - горная страна, около трех четвертей территории занимают горы и возвышенности. На севере всего несколько долин, на юге и юго-западе простираются пустынные районы Регистана. Главная горная система страны, Гиндукуш, тянется почти на 965 км. от отрогов Памира на северо-востоке до границы с Ираном на западе. Средняя высота системы Гиндукуша около 4270 м., некоторые пики достигают высоты 7620 м. Горы рассекает несколько перевалов, посредством которых связаны между собой отдельные внутренние районы страны. Самый низкий перевал Гиндукуша - Шибар - находится на высоте 2987 м. и связывает Кабул с северными регионами страны. Самым известным является соединяющий Афганистан с Пакистаном Хайберский перевал на северо-восточной границе.
Общая площадь страны - 652,2 тыс. км ( слайд 5 )


2.Ученик – географ. Климат
( слайд 6 )



Субтропический континентальный, засушливый и весьма разнообразный в различных частях страны, с резкими суточными и годовыми колебаниями температур. В Кабуле, находящемся на высоте 1830 м. над уровнем моря, достаточно холодные зимы и теплое лето (в июле +25 С, в январе - от 0 С до +7 С). В Джалалабаде (550 м. над уровнем моря) климат практически субтропический - средняя температура июля - +30 С, января - +2 С при минимальных температурах до -20 С, а в Кандагаре (1070 м. над уровнем моря) - мягкий и относительно влажный. Осадков выпадает не более 370 - 400 мм. в год, в основном зимой и весной. Только на юго-востоке Афганистана, где сказывается действие индийского муссона, наблюдаются летние дожди, горные склоны здесь получают до 800 мм осадков. Часты сильные пыльные бури ("афганец").

3.Ученик – эколог. Экологические проблемы
(слайд 7)

Основные экологические проблемы Афганистана - пастбища страны страдают от перевыпаса скота, что лишь усиливается в связи с быстрым ростом населения. В 2007 году Всемирная Организация Здравоохранения опубликовала доклад, поместив Афганистан на последнее место среди всех неафриканских стран как страну с наибольшей смертностью от неблагоприятных факторов окружающей среды.
Важной экологической проблемой является обезлесение. Древесина в Афганистане широко используется как топливо. Кроме того, имеет место расчистка лесов под новые пастбища и нелегальные вырубки. Другой важной проблемой Афганистана является опустынивание, причинами которого являются всё те же потери территориями естественной растительности и эрозия почв.
Экологической проблемой является полное отсутствие очистки сточных вод в городах страны, в том числе и в её столице — городе Кабул. Большая часть городского водоснабжения загрязнена кишечной палочкой и другими опасными бактериями. Проблемой в городах являются также бытовые отходы, вывоз которых на специальные полигоны зачастую не организованы. Отсюда вытекает вопрос загрязнения отходами как речных, так и подземных вод.
4.Ученик – географ. Население
( слайд 8 )



Согласно первой всеобщей переписи 1979, население Афганистана составляло 15 540 тыс. человек, включая 2500 тыс. кочевников. По оценке на 2003, в стране проживали 28 717 тыс. человек.
Афганистан – многонациональная страна. Население страны на 38% состоит из представителей пуштунских племен, исповедующих ислам суннитского направления. Они расселены преимущественно в юго-восточных и южных пограничных с Пакистаном районах.
Все пуштуны говорят на языке пушту, близком к персидскому (фарси). Среди пуштунских племен имеются оседлые и кочевые. И те и другие отличаются воинственностью, многие споры до сих пор решаются на основе традиционного кодекса чести – Пуштунвали, в основу которого положены защита личного достоинства и кровная месть.
На втором месте по численности (25%) стоят таджики, обитающие в северных и северо-восточных районах страны, за Гиндукушем. Будучи народом иранского происхождения, они пользуются языком дари (или фарси-кабули), сходным с персидским. Среди таджиков преобладают мусульмане-сунниты, но немало и исмаилитов. Основные занятия таджиков – земледелие и торговля. Многие из них, получив образование, стали чиновниками и государственными деятелями. Президент Афганистана Бурхануддин Раббани и командующий правительственными войсками Ахмад Шах Масуд (которого прозвали «панджшерским львом») – таджики.
На северо-западе Афганистана проживают туркмены (3% населения), а на севере – узбеки (9%). И те и другие тоже относятся к мусульманам-суннитам. Их основные занятия – земледелие и скотоводство, туркмены слывут искусными ковроделами. Лидер узбеков Рашид Дустум возглавляет Национальное исламское движение Афганистана, противодействующее талибам.
Хазарейцы, народ монгольского происхождения, исповедующий ислам шиитского толка, составляет ок. 19% населения Афганистана. Они сконцентрированы в центральной части страны: среди них преобладают земледельцы и овцеводы, в городах они образуют большую прослойку наемных рабочих. Их основной политической организацией является Партия исламского единства Афганистана («Хезбе вахдат»).
В западных районах страны проживают персидские народности, исповедующие шиитский ислам. Другие народности (нуристанцы, ваханцы, киргизы, чараймаки, брагуи, казахи, пашаи и др.) немногочисленны. Нуристанцы, включающие племена кати, паруни, вайгали и ашкуни, до насильственного обращения в ислам афганским эмиром в 1895–1896 назывались кафирами («неверными»). Они ведут весьма замкнутый образ жизни в высоких горах севернее долины р.Кабул. Несколько тысяч ваханцев сконцентрированы в пределах узкого Ваханского коридора, а киргизы – на крайнем северо-востоке страны, на Памирском нагорье. Чараймаки, или аймаки (ок. 600 тыс. человек), народ смешанного этнического происхождения, живут в горах на западе страны, вдоль афгано-иранской границы. Белуджи и брагуи населяют некоторые местности на юго-западе страны.
До начала военных действий 1980-х годов примерно 76% населения Афганистана занимались в основном оседлым земледелием, а 9% были скотоводами и вели кочевой или полукочевой образ жизни.
5.Ученик-искусствовед. Религия
(слайд 9)

После ликвидации режима талибов в 2001 политическая роль ислама была сведена к минимуму, однако он сохранил сильные позиции в образовании, судопроизводстве и в сфере семейно-брачных отношений. При достаточно большом объеме религиозной риторики ислам уже не определяет характер и направление общественно-политического развития страны, хотя еще долгое время будет влиять на него.
Среди мусульманских богословов и служителей культа выделяются пиры, хазраты, ишаны, стоящие во главе религиозных сект, дервишских орденов и общин, а также улама (ученые богословы); ступенькой ниже стоят имамы (настоятели мечетей), моулави (лица, получившие специальное богословское образование в медресе) и муллы в крупных мечетях. Наиболее значимую роль в повседневной религиозной жизни играют муллы. По традиции, любой человек, который может рассказывать Коран по памяти, может быть муллой. В Афганистане, однако, мулла может и не понимать слов Корана, потому что книга была написана и заучивается на арабском языке, который не является родным для афганцев. Муллы не только служат в мечети и отправляют другие религиозные обряды (заключение браков, похороны и т.д.), но по существу нередко играют роль учителей, судей и советчиков по различным вопросам. Они выносят решения по местным спорам, руководствуясь исламскими юридическими нормами, решают многие проблемы социального и личного характера, например, споры по разделу воды или семейные конфликты.
Наиболее священным местом паломничества афганских мусульман считается Мазари-Шариф, где в мечети 15 в. находится, как полагают, могила имама Али.
6. Ученик-искусствовед. Обычаи и нравы
(слайд 10)

Обычаи и нравы народов Афганистана вырабатывались в процессе жизни многих поколений. Гостеприимство. Каждый афганец, каким бы бедным он ни был, рассматривает гостеприимство как дело своей чести, репутации и национальной гордости. Гостя всегда приветствуют словами: «Как ваше здоровье?», «Добро пожаловать!», «Да не знаете усталости», и предложат выпить чаю. Ему предоставят самое лучшее место за столом. Афганцы по натуре исключительно общительные люди.
Отличительная черта афганцев, нашедшая своё отражение в обычае «бадал хистал» (компенсация) заключается в их нетерпимости к обиде и оскорблению. Они стремятся любой ценой отомстить обидчику, «компенсировать» ущерб нанесённый их собственности или чести. Афганец не прощает и не забывает обиду, более того, он предпочитает «око за око, зуб за зуб, кровь за кровь». До сих пор в Афганистане на этой почве имеют место межплеменные трения, вражда, кровная месть, а иногда и вооруженные столкновения. У некоторых афганских племён, особенно на юге, западе, юго-западе и востоке страны, принято на основе обычая «компенсация» с целью прекращения кровопролития и кровной мести отдавать родственникам убитого одну или нескольких девушек-невест. Такая компенсация за убитого носит название «плата за мир».
Обычай «бадал хистал» имеет и другую сферу применения. Он требует от всех на добро отвечать добром. Афганец считает поведение человека презренным и низким, когда тот не платит взаимностью за оказанную ему услугу, помощь, угощение.
Афганцы с большим уважением и почитанием относятся к старшим в семье и к убеленным сединами старикам. Седобородый всегда был и остаётся у них синонимом мудрости и богатого жизненного опыта. К советам стариков прислушиваются и поступают в соответствии с их мнением и желанием, хотя часто их слово и не отвечает новым требованиям жизни.
Если отец в результате своей старости и немощи не может приносить пользу семье, он и тогда пользуется уважением и заботой своих сынов и дочерей. Его дети и внуки, как правило, делают всё, что в их силах, чтобы старый человек ни в чём не нуждался и ни на что не жаловался. Проклятие старого отца или матери считается у афганцев самым тяжёлым наказанием.

ІІІ. Военные дороги Афганистана (видео)
1. Ученик-литературовед. Впервые вопрос о вводе наших войск был поставлен на повестку дня 15 марта 1979 года, когда вспыхнул антиправительственный мятеж населения в Герате. Афганские руководители обратились с просьбой оказать военную помощь в подавлении этого мятежа путем ввода советских войск на территорию. Официально провозглашенная главная цель советского военного присутствия в ДРА формулировалась однозначно – оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне. Им предписывалось защищать местное население от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости. Наше правительство надеялось, что ввод войск будет носить кратковременный характер. 25 декабря 1979 года в 15.00 начался ввод ограниченного контингента советских войск на территорию Афганистана, через Кушку – на Герат и Кандагар , а дальше на Кабул. В ночь на 27 декабря 1979 года специальные группы КГБ СССР «Зенит » и «Гром» , образованные на время операции в Афганистане из сотрудников «Альфа» вместе со спецназом Главного разведывательного управления взяли штурмом президентский дворец на окраине Кабула. Вся операция «Шторм - 333» длилась не более 20 минут, кроме дворца были захвачены ещё 17 объектов в Кабуле. На следующее утро в Кабул стали прибывать советские войска. Так началась десятилетняя Афганская война…
Всего лишь час до вылета нам дан,
Всего лишь час последней передышки.
Сказали нам: летим в Афганистан.
В Кабул летят вчерашние мальчишки.
Сегодня мы не пишем ни строки.
И, куполам свою судьбу доверив,
Опустимся в афганские пески,
И сапогами скалы будем мерить…
2.Ученик-литературовед. А.Снесарёв так писал в книге «Афганистан»: «Бездорожье лишает возможности для наступающего держать связь между отдельными отрядами, и вообще делает страну весьма пригодной для пассивного сопротивления. Гордый и свободолюбивый характер народа и огромная горная площадь вполне гармонирует с бездорожьем. Делая страну очень трудной для завоевания, а особенно для удержания власти…» Находясь вдали от Родины, в тяжелейших климатических условиях, советские воины продемонстрировали свои лучшие качества: верность воинскому долгу и присяге, доблесть и героизм. Более 8 лет находился в Афганистане так называемый ограниченный контингент советских войск, а если говорить точнее – 40-я армия. Афганская война была самой длительной из тех, в которых участвовал СССР в XX веке. Она унесла жизни 13833 советских воинов, десятки тысяч были ранены.
Воспитанные на героических традициях русской и советской армий, глубоко уверенные в благородности интернациональной помощи, советские воины пришли в Афганистан не как захватчики. Их задача была остановить полыхавшую там гражданскую войну, способствовать установлению мира и спокойствия в сопредельном государстве и обезопасить тем самым южную границуСССР.
Сострадание к чужой боли, готовность прийти на помощь попавшему в беду другу исстари были отличительными чертами характера русского воина. И не его вина, что эти благие намерения не были претворены в жизнь, в Афганистане.
Сегодня на нашей встрече присутствуют воины-интернационалисты. Все они прошли Афганистан. В разное время, в разных званиях, на разных должностях. Они были совсем разные, до того, как служили в Афганистане. Но что-то теперь незримое их объединяет так, как не могут соединить даже самые родственные узы. И когда они вернулись, они – почти все, вели себя одинаково. Вспоминали, горевали, сожалели, плакали, скучали, думали.
О чём же думают воины афганской войны, что вспоминают?
(Слово ветеранам афганской войны)
3.Ученик-историк
Кремль надеялся, что афганская правительственная армия, имевшая 100 тысяч штыков, будет воевать самостоятельно, а наши войска будут только помогать. Но армия Афганистана опыта боевых действий не имела, была слаба в морально-психологическом плане и постоянно подвергалась идеологической обработке со стороны афганских мятежников.
Поэтому уже к весне 1980 года советские войска не по своей воле оказались втянутыми в боевые действия на территории Афганистана. Первым крупным боестолкновением для них была Кунарская операция, проводившаяся в феврале-марте 1980 года. Тогда после двухдневной артподготовки и бомбардировок наши войска захватили Кунарское ущелье - 60-километровый коридор, по которому из Пакистана доставлялось оружие афганским мятежникам. Советские войска понесли первые серьезные потери.
Кроме операций в провинции Кунар, боевые действия проводились и в других районах. Сначала отряды моджахедов пытались действовать в открытую, но вынуждены были быстро перестроиться и перейти к тактике действий "из-за угла", потому, что открытые столкновения оказались им не под силу.
Хорошо оснащенная, но не получившая необходимых теоретических и практических знаний Советская Армия не была готова к такой войне. Горнострелковые дивизии, которые так пригодились бы в Афганистане, были расформированы еще в 1950-х. Горной подготовке все это время не уделялось ни малейшего внимания. Лишь спустя четыре года, в 1983 году, военное руководство приняло решение о прохождении частями ВДВ полугодичного курса обучения в условиях горно-пустынной местности.
Советская военная техника также не была готова к ведению боевых действий в горах. 73-мм пушки, установленные на стационарных БМП, из-за своей недостаточной скорострельности не могли эффективно обстреливать вершины гор, превращаясь в легкую добычу моджахедов.
4.Ученик-историк
Зато настоящую опасность для афганских партизан представляли штурмовики Су-25 и боевые вертолеты Ми-24. Именно они обеспечивали огневую поддержку пехоте в горах.
Но в конце 1986 года США начали поставлять повстанцам ракеты «Стрингер» класса «земля-воздух». В итоге, советские войска лишились своего самого эффективного оружия в условиях горной страны – боевого вертолета Ми-24, который теперь являлся легкой добычей любого афганца, вооруженного «Стрингером». Только в конце 1988 года советские специалисты смогли разработать «противоядие» этому оружию. Но, несмотря на опасность, вертолеты и самолеты продолжали подвозить в места боев все необходимое, а оттуда вывозить раненных и убитых - груз 300 и груз 200 – так их называли. Груз 300 – это раненные, которых надо доставить в госпиталь, а груз 200 – те, кто еще недавно был рядом, смеялся общим шуткам, прикрывал в бою и погиб, быть может, отведя смерть от оставшихся в живых товарищей. Именно во время Афганской войны вошло в обиход это страшное обозначение погибших. Груз 200 - это примерно взятая масса тела + вес контейнера.

Тогда же вертолеты и самолеты, перевозившие такой груз, получили радиопозывной «Черный тюльпан».
О подвиге тех, кто вывозил погибших ребят, кто спасал их от гибели уже после смерти лучше всего сказано в песне Александра Розенбаума, которая так и называется «Черный тюльпан».

(звучит песня А. Розенбаума «Чёрный тюльпан»)
5.Ученик-литературовед
Через горнило Афганской войны прошло - 620.000 солдат и офицеров, 15.051 - погибло, 53.753 - р а н е н о .
Все они честно и до конца выполнили свой воинский долг. Афганцы – настоящие солдаты в самом высоком значении этого слова. Честь им, слава и низкий поклон.
Сначала был Афганистан, потом Чечня
Кто объяснит мне, что творится в этом мире
Когда же кончится кровавая война?
Когда же люди спать там будут мирно?
Вот мать стоит над гробом вся в слезах.
Отец в сторонке в горе неутешном.
А сколько их ещё невинных душ
Погибло в той войне для всех ненужной.
Давайте встанем . И помянем их,
Ведь это нам живым, не мёртвым нужно.
Катя Селиванова 1988 г.р. г. Кашин
Просим всех встать и почтить минутой памяти погибших.

6.Ученик-историк
Январь 1987 года – февраль 1989 года. Последний этап войны. Начало ему положил состоявшийся в декабре 1986 года чрезвычайный пленум ЦК НДПА, провозгласивший курс на национальное примирение. К этому времени всем здравомыслящим людям стало ясно, что военного решения афганской проблемы не существует. Развязать «афганский узел» можно было только путем переговоров. Они и состоялись в Женеве между правительствами Афганистана и Пакистана при участии СССР и США. Результатом этих переговоров стало подписание Женевских соглашений по вопросам политического урегулирования положения вокруг Афганистана. Начиная с января 1987 года советские войска практически только поддерживали боевые действия афганских войск. Основные же усилия были сосредоточены на обеспечении подготовки и вывода 40-й армии из Афганистана, который и был завершен 15 февраля 1989 года.
Война в Афганистане продолжалась более девяти лет, а точнее, девять лет и один месяц и девятнадцать дней. За этот период в войсках, находившихся на территории Афганистана, прошли военную службу 620 тысяч военнослужащих. Афганская война закончилась 15 февраля 1989 года. В этот день все еще не выведенные до того момента войска покинули Афганистан. Последним в 10.30 мост через Аму-Дарью, разделявшую Афганистан и СССР, перешел командующий 40-й армией генерал Борис Громов.
( Видео « Вывод войск из Афганистана», песня «Уходим» группы «Каскад» )
7.Ученик-историк
Почти сразу же после вывода войск начались разговоры о том, что афганская война - это проигранная война. Её даже назвали «советским Вьетнамом». Но вот какое мнение относительно победы или поражения Советской Армии в Афганистане высказал в своей книге «Ограниченный контингент» Борис Громов: «Я глубоко убежден: не существует оснований для утверждения о том, что 40-я армия потерпела поражение, равно как и о том, что мы одержали военную победу в Афганистане. Советские войска в конце 1979 года беспрепятственно вошли в страну, выполнили - в отличие от американцев во Вьетнаме - свои задачи и организованно вернулись на Родину. Если в качестве основного противника Ограниченного контингента рассматривать вооруженные отряды оппозиции, то различие между нами заключается в том, что 40-я армия делала то, что считала нужным, а душманы - лишь то, что могли».
8. Ученик-литературовед ( слайды с фотографиями воинов-героев афганской войны)
Сегодня память о воинах-афганцах увековечена в музыке,
поэзии, камне. Мемориалы, посвященные погибшим в той войне, есть во многих городах.
Но очень хочется верить, что еще придет время, когда люди поймут: афганская война - это часть нашей истории. И, чтобы о ней не говорили, она останется в истории навсегда.

Уже идёт которая весна
Без свиста пуль в афганской круговерти.
Но горы вновь ко мне приходят в снах,
Те горы, на которых море смерти.
Пустыня огрызнулась горячо,
В песках скрывая признак каравана,
Все было, все осталось за плечом,
Но век мне не забыть Афганистана.
Я вспоминаю снежный перевал,
Где выше нас бывали только Боги,
Там редко автомат мой остывал,
И часто в кровь разбиты были ноги.
А память, как в замедленном кино,
Прокручивает фильм воспоминаний:
Друзей, которых нет уже давно,
Ко мне приводит в дом из дальних далей.
Война свои подарки раздала:
Кому звезда на грудь, кому на холмик,
Кого-то развенчала догола,
А кто-то вписан в жизни многотомник.
Пусть десять или двадцать лет пройдет,
И время врачевать умеет раны,
Давайте помнить тех, кто не придет,
Нельзя нам забывать Афганистана.
9.Ученик-литературовед
Сейчас по-разному оцениваются в обществе и характер этой войны, и ее последствия. Но никому не дано права перечеркнуть отвагу и мужество наших солдат и офицеров, достойно выполнявших на афганской земле свой воинский долг. Они продолжили славные боевые традиции воинства. Нынешнему поколению солдат есть на кого равняться, есть с кого брать пример. Дело чести каждого – быть достойным героического прошлого Отечества, его верных сынов и дочерей.

Помни нас, Родина, и злых, и усталых,
Одуревших от зноя, без сна, без воды.
Отмеряющих жизнь от привала к привалу,
От звезды до звезды, от беды до беды.
Помни нас, засыпанных пеплом и пылью,
Пулеметами врезанных в скальную твердь.
Запиши нас в историю горестной былью
И рубцом материнское сердце отметь.

Список используемой литературы
1. Громов Б. « Ограниченный контингент»
2. Карелин А.П. « Я – воин. Интернационалист…» (статья)
3. Снесарёв А. « Афганистан 1920 год»
4. Стихотворения воинов-афганцев
5. Энциклопедия
(1.13 Mb) ] 12.02.2016, 20:43 --------------------------

Категория: КЛАСНОМУ КЕРІВНИКУ | Добавил: Natali3478 | Теги: дорогами, класному керівнику, Афганистана, ПЫЛАЮЩИМИ Просмотров: 1106 | Загрузок: 273 | Рейтинг: 0.0/0
Схожий матеріал:
ТАКОЖ ВАМ МОЖЕ БУТИ ЦІКАВО:



Всего комментариев: 0



avatar
ДОВІДНИК
СЕРТИФІКАТИ
КОНТАКТ
Email: kresak@ukr.net
СТАТИСТИКА САЙТУ

Онлайн: 1
Гостей: 1
Читачів: 0


СЬОГОДНІ НАС ВІДВІДАЛИ

Україна. Кривий Ріг