Головна » Матеріал для завантаження » РОЗРОБКИ УРОКІВ » РОСІЙСЬКА МОВА

Род имен существительных
03.06.2017, 19:12 Тема урока. Род имен существительных.
Цель урока. Познакомить с понятием род имен существительных, раскрыть прием определения рода имен существительных,
развивать умения определять род существительных;
продолжить работу над развитием навыков грамотного письма, связной речи учащихся.
Воспитывать любовь к семье.
Оборудование: презентация к уроку, карточки для групповой работы.
Ход урока
I. Мобилизация класса.
Наши глазки смотрят и … все видят (заканчивают дети).
Наши ушки слушают и … все слышат.
Голова … думает.
Сегодня вас ждут новые открытия. Готовы к работе? Тогда начнём.
II. Актуализация опорных знаний.
(Слайд 2)
1) Каллиграфическая минутка
- Какая буква лишняя?
Б З Ч Т
(Лишняя Ч, т.к. обозначает всегда мягкий звук)
Чч Чч Чч ча чу чк чн
(Слайд 3)
2) Словарная работа
- Расшифруйте слово, в котором выпали гласные буквы
Ч л в к (человек)
Запишите ч(и.е)л(а,о)век
Как проверить? Каким способом?
- По словарю

(Слайд 4)
3) Ассоциативный куст
- Над какой темой работаем?
(- Имя существительное).
- Что можете о нем рассказать? (составление ассоциативного куста)
- К какой части речи относится слово «человек»? Охарактеризуйте его.
(Человек – сущ., кто., нариц.)
3) Проблемная ситуация
- А как вы думаете это все грамматические значения существительных?
Сегодня на уроке мы попробуем с этим разобраться.
(Слайд 5)
4) Работа с деформированным предложением
- Составьте предложение со словами: человека, а, дерева, знаниях, Сила, в, корнях, в.
- Запишите предложение. Объясните пословицу.
(Сила дерева в корнях, а человека в знаниях).
(Дерево поддерживает корень, знания – поддержка для человека, помогают найти выход из различных ситуаций).
- А у человека есть корни? Кто это?
( - Мама, папа, бабушка дедушка…)
- У нас получилось родословное дерево. Это семья. Самые родные, близкие люди, которые помогут в трудную минуту.
- Как можно назвать одним словом семью, родственников?
(- Род)
III. Сообщение темы, цели урока.
- Оказывается, у слова «род» есть еще одно значение. У существительных тоже бывает род. Тема нашего урока «Род имен существительных». (Слайд 6)
- Давайте вместе определим задачи нашего урока:
- Узнать, что такое … род существительных (заканчивают дети).
- Найти прием определения … рода существительных.
- Учиться определять … род существительных.
IV. Работа над темой.
(Слайд 7)
1) Наблюдение (На слайде дерево с яблоками. На яблоках написаны слова).
- Прочитайте слова: мама, папа сестра, сын, брат, солнце, внучка.
- Какие из них называют мужчин, а какие женщин? (Распределить в два столбика)
(Появляется слово солнце)
- В какой столбик запишем?
2) Ознакомление с понятием «род существительных»
- В русском языке имена существительные бывают мужского,
женского и среднего рода.
(Слайд 8)
Сказка «Как у существительных род появился»
В одном королевстве жили имена существительные. Они были так похожи, что даже королева их путала. И вот однажды она издала указ: «Кто придумает для моих слов – существительных различия, тот будет награждён».
Услышали об этом муж и жена и прибыли в королевство. С жаром принялись за работу. Но сначала решили все слова поделить. Делили, делили, а слов много. Надоело королеве ждать. Пришла она и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода» ( туда попали стол, стул, дом). «Те, которые оказались у жены, пусть будут женского рода» (луна, земля, зима). А все остальные слова, которые остались посередине, – среднего рода». Королева наградила мужа и жену. Она перестала путать существительные, потому что знала «секрет» различия.
- Героям сказки был известен секрет определения рода. Мы его еще не знаем. Вам надо его открыть.
(Слайд 9)
3) Групповая работа.
- Определите род выделенных существительных. Проанализируйте предложения и догадайтесь, что нам может в этом помочь.
4) Проверка работ.
(Слайд 10)
5) Составление алгоритма определения рода существительных.
М. р. Ж. р. Ср. р.
ОН, МОЙ ОНА, МОЯ ОНО, МОЁ
(Слайд 11)
6) Физкультминутка.
V. Упражнения на применение нового правила
(Слайд 12)
1) Распределительное списывание( Собери букет )
- Определите род существительных-отгадок, запишите, распределяя по родам.
Прорастает сквозь снежок
К солнечным лучам цветок
Маленький и нежный
Беленький (подснежник).

Пурпурно-лиловые цветы,
Все ароматны и милы,
Ветки кустика склонили,
Любоваться, чтоб могли мы!(Сирень)

Этот цветок,
Залечит все раны,
Сочные листья,
Но только с шипам.( Алоэ)

Замечательный цветок.
Словно яркий огонёк
Пышный, важный. Словно пан
Нежный. Бархатный ( Тюльпан)

Вечно зеленым цветом
Крыши домов одеты,
Здоровье дарит, силы
Растение (молодило)

Белые горошки
На зелёной ножке.(Ландыш)

У чего довольно мягкий,
Но немного кислый вкус?
Избавляет от болезней
Что за «крокодила куст»?
Что под боком у алоэ
Растёт быстро? …(Каланхоэ)

Яркие, пахучие -
Ай-ай-ай! Колючие!(Розы)

- Алгоритм не срабатывает.Что будем делать?
Возникает проблема со словом розы В результате обсуждения делаем вывод: если слово стоит во множественном числе, его надо поставить в единственное.)
(Слайд 13)
2) Работа в парах - Найдите существительные во множественном числе. Определите их род.
Первый солнечный денёк.
Дует тёплый ветерок.
Воробьи развеселились
В эти тёплые часы.
А сосульки прослезились
И повесили носы.
( (Слайд 14)
3) Творческая работа.
- Дополните предложения существительными указанного рода.
Наконец наступила тёплая (ж. р.)__________________.
Подул ласковый (м.р.)______________________.
Яркое (ср.р.)___________________ согревает землю.
- Допишите одно своё предложение
(Слайд 15)
VI. Домашнее задание.
(Упр. 244, сто. 121., списать, указать род выделенных существительных).
(Слайд 18)
VII. Рефлексия.
1) Подведение итогов
(По слайду «Задачи урока» дети подводят итоги, всё ли выполнили)
2) Игра «Улови слово». Мальчики ловят слово мужского рода (поднимают руку), девочки женского.
мир, радость, дружба, улыбка, земля,свет, хлеб, плакса (ловушка).
- Оказывается, мы не все еще знаем о роде имени существительного.
03.06.2017, 19:12

Категория: РОСІЙСЬКА МОВА | Добавил: kovalenkonataliaivanovna Просмотров: 155 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Схожий матеріал:
ТАКОЖ ВАМ МОЖЕ БУТИ ЦІКАВО:

Поділитися посиланням на цю сторінку в:

Всего комментариев: 0



avatar
ДОВІДНИК