Головна » Матеріал » ДЛЯ УНІКАЛЬНИХ ЛЮДЕЙ » СТИЛЬНІ ПОРАДИ

Имидж современного учителя
- - 24.12.2014, 19:21

Имидж – (от английского image – образ, облик, изображение). Определенный образ личности или вещи, создаваемый средствами массовой информации, литературы или самим человеком. Так дано определение этого понятия в школьном словаре иностранных слов.

Имидж – образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной.

Элементы имиджа приобретают значение символов данной личности, их значимость не ограничивается лишь отражением внешности. А становится неотъемлемой частью характера и индивидуальности человека, формирует отношение к нему других людей. От имиджа человека в значительной степени зависит то, как он будет воспринят другими.

Кто же создает имидж?

Во-первых, сам человек, который придумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить. Во-вторых, имиджмейкеры-профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для известных лиц: политиков, государственных деятелей, артистов и т. п. В-третьих, большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации – печать, радио, телевидение. В-четвертых, его создают и окружающие люди – друзья, родные, сотрудники.

Профессия педагог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с нами всегда находятся родители, ученики, коллеги. Однако многие убеждены, что педагогические вузы должны прежде всего готовить специалиста, владеющего определенным набором знаний, умений, технологий, а человековедческим дисциплинам отводится второстепенная роль. Такое положение вещей приводит к тому, что молодой педагог не может работать с людьми, в том числе с учениками.

В зарубежной практике не существует каких-либо сомнений в обязательности имиджа делового человека, который рассматривается как составная часть культуры делового общения.

Имидж своеобразный человеческий инструментарий, помогающий выстраивать отношения с окружающими.

Предлагаю вашему вниманию выдержки из их ответов на первый вопрос (стиль сохраняется).

…Я обращаю внимание на лицо, на прическу, на одежду (на макияж, если это женщина), (10 кл, жен.)

…Я обращаю внимание на характер, манеру общения, отношение к ученикам. (10 кл., жен.)

… На возраст, на одежду и прическу и конечно же на то, как она относится к ученикам (10 кл., жен.)

…Возраст, лицо, характер, голос, прическа (7 кл., муж.)

…Я обращаю внимание на то, как она разговаривает, как объясняет тему, на внешний вид (7 кл., муж.)

…На характер человека, на его умение преподавать уроки (7 кл., муж.)

… Когда учитель накрашен, выглядит красивее, поэтому приятней сидеть на уроках

(7 класс, жен.)

…Для меня важен внешний вид учителя, но все должно быть в меру (10 класс, муж.)

…Мне приятно смотреть на ухаживающих за собой женщин (10 класс, жен.)

…Для меня учитель должен быть всегда опрятным, т. е не обязательно, чтобы была дорогая одежда, самое главное, чтобы было все чистое. А макияж только подчеркивает прекрасные черты лица. (10 класс, жен.)

Имидж – загадочное красивое слово – появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с французского и английского языков, как было уже сказано выше, оно означает “образ”. Причем под “образом” нужно понимать не только визуальный зрительный образ, но и образ мышления, действий, поступков. Это умение общаться, искусство говорить и, особенно, слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяет тот образ, в котором мы предстаем перед учениками и коллегами. Вместе с тактом, образованием, деловыми качествами наша внешность является продолжением наших достоинств, либо еще одной отрицательной чертой, мешающей жизни, карьере.

Американский психолог Миллер отобрал фотографии “красивых”, “обыкновенных” и “некрасивых” людей. Затем показал эти фотографии взрослым людям и попросил их высказаться о внутреннем мире изображенных. Люди оценили “красивых” как более уверенных, счастливых, уравновешенных, энергичных и более богатых духовно, чем других. Психологи называют это “эффектом ореола”. И учитель просто обязан использовать его в своей работе, каждый педагог просто обязан быть красивым. Конечно, успешная самоподача требует усилий по поддержанию созданного впечатления. Первым шагом на пути к созданию “эффекта ореола”, можно считать работу над собственным имиджем. Визуальная привлекательность – первостепенная составная имиджа педагога. Здесь значение имеет и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и модная стрижка или укладка.

Важной частью имиджа педагога является и то, в какой мере ему присуще красноречие. Общаясь с учениками, учитель не должен забывать и о тоне, которым он разговаривает с другими людьми. От этого зависит не только эмоциональное состояние учеников, но и их работоспособность.

Вот несколько выдержек из высказываний учеников:

…. Я конечно понимаю, что они учителя, но обидно, когда они кричат. (7 кл., жен.)

…. Самое главное качество в учителе, что она не кричит. (7 кл., жен.)

Иногда бывает, что все элементы мощного имиджа на месте, но он все равно не работает. Вам может не хватать самого важного аспекта вашего личного успеха – привлекательности в глазах окружающих. Помните, привлекательные люди

  • часто и охотно улыбаются;
  • обладают хорошим чувством юмора;
  • естественно себя ведут;
  • веселы;
  • часто и охотно говорят комплименты;
  • знакомы с этикетом и следуют ему;
  • уверены в себе;
  • умеют посмеяться над собой;
  • быстро вызывают человека на разговор о нем самом;
  • осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы;
  • дружелюбны, с ними легко в общении.

Как показывает опыт работы психологов, из всего огромного количества материала по созданию имиджа люди берут все то, что использовать легче всего: улыбаться всем и везде, демонстрировать искренность и внимание, следить за обувью и прической, и – о, чудо! – вы успешны и привлекательны, все просто счастливы иметь с вами дело. Однако люди на удивление быстро раскусывают все ваши “хитрости”. Можно изображать искренность сколько угодно, но фальшь рано или поздно будет обнаружена “невидимыми чувствительными волосками”, как говорил Шерлок Холмс. Психологи ни в коей мере не против того, чтобы люди следили за своим внешним видом и манерами, но имидж – это всегда единство внутреннего и внешнего. “Какой бы имидж вы ни старались явить миру, от должен быть прежде всего отражением вашей внутренней сути и прочно базироваться на ней. ”

Имидж, не подкрепляющийся постоянно реальными крупными делами, тает подчас, как снег на весеннем солнышке. Для профессионала очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим миром, поэтому определяющей частью его имиджа являются:

  • Высокая самооценка и уверенность в себе
  • Вера в доброжелательность Вселенной и вера в доброго человека
  • Социальная и личная ответственность (“я – причина всего положительного и отрицательного в моей жизни”)
  • Желание меняться и умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения.

Измените свою жизненную установку (если она не способствует успеху), измените свой имидж – и вас ждет успех!

Понятие имидж может быть применимо не только к одному человеку, но и к организации, городу, даже к стране. Так что имидж школы будет определяться и имиджем педагогов, работающих в ней.

Формирование личного обаяния сопровождается огромной работой над собой, но приносит хорошие плоды: формирует позитивные установки по отношению к вам у окружающих, делает общение с вами приятным и комфортным. Помните поговорку: “Встречают по одежке, провожают по уму”? Для многих людей информация, полученная от зрительного образа, является единственным “банком данных” о человеке, и на этом основании они выстаивают свои отношения с другими людьми. И, чем точнее создан ваш образ, тем легче людям общаться с вами, и тем меньше сил потребуется, чтобы найти общий язык с вашими учениками.

С чего надо начинать? С улыбки!

Ведь это так просто: чуть-чуть сократить некоторые мышцы лица, чуть-чуть изменить брови – и все, ты начинаешь нравиться людям. Улыбка “открывает” нас, делает доброжелательнее, доверительнее.

О, улыбка! Беглая, смутная, щедрая, ангельская, лисья, лучистая, небесная, хладная, шалая, доверчивая, любезная, милая, страдальческая, суровая, усталая, отчаянная, резиновая, грустная, глупая, несмелая, ослепительная, тесная, широкая, вялая, горячая…

Необходимо подчеркнуть, что наши дети высоко ценят учителя, имеющего чувство юмора. Вот что они пишут в своих анкетах:

… Почаще улыбаться (7 кл., жен.)

… Для меня очень важны личные качества учителя, особенно юмор! Ведь если все время без него, то можно стать унылым. (7 кл., жен.)

… Когда видишь учителя в хорошем настроении, то тебе сразу радостно и хорошо на душе. (7 кл., жен.)

… Мне бы хотелось, чтобы у каждого учителя было чувство юмора. (7 кл., муж.)

…Всегда образ хорошего настроения. (8 кл., жен.)

…Самое главное, чтобы учитель относился к нам хорошо и могла, где надо пошутить (8 кл., муж.)

…Нельзя прийти и без эмоций провести урок, нужно в меру пошутить… (10 кл. жен.)

… Лучше, когда учитель веселый, а не скучный. (7 кл., жен.)

Как одеться?

В одном из исследований десятилетним девочкам предъявлялись фотографии наборов женской одежды. Девочки достаточно уверенно и согласованно определяли и социальный слой “носительницы” одежды, и даже ее личные характеристики.

Наиболее ясные знаки – знаки превосходства. Прежде всего это цена одежды, которая определяется качеством одежды, модностью.

С социальным статусом, кроме цены. Связан и силуэт одежды. многие люди называют одежду высокого статуса “строгой”, “официальной”. (Высокостатусным считается силуэт. Приближенный к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а низкостатусным – приближающийся к шару. С высоким статусом не совместим пиджак типа реглан, свитер, особенно пушистый, мягкие брюки или джинсы без стрелок и т. д.)

Также важен цвет одежды. В нашей стране признаком высокого статуса всегда была черно-белая гамма. Чем ярче и насыщенней цвет одежды, тем ниже предполагаемый статус.

Надо сказать, что все факторы действуют только в сочетании.

Типичными деталями превосходства являются очки (идет переоценка умственного и образовательного уровня), длинные волосы у мужчин (если это не протест хиппи, то идет переоценка духовного, интеллектуального уровня, круга интересов).

В одежде учителя должен отражаться его высокий статус, так как между учениками и учителем должна возникать определенная дистанция.

Разумно сочетая требования моды со своим внешним видом, следует соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно – признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т. е. надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза. Настоящий учитель не станет одеждой подчеркивать свою женскую привлекательность (сексапильность), он будет демонстрировать на работе свой ум, профессиональные навыки и способности, более важные во всех отношениях, чем внешность.

Как же комментируют учащиеся ответы на вопросы о внешности и о моде?

… Учитель должен выглядеть красиво и молодежно (7 кл., жен.)

…Честно говоря, я считаю, что учитель должен быть одет современно, но в умеренных пределах, но конечно, лучше, если учителя носят деловую одежду, соответствующую своей профессии (7 кл., жен.)

…По учителю и мы одеваемся также, ставим себя, как учитель (7 кл., жен.)

…Я считаю, что учитель должен выглядеть строго, в деловом костюме, с красивой прической (7 кл., жен.)

…Учительница должна подавать пример своим ученицам (7 кл., жен.)

…Все зависит от вкуса, может быть учителю не идет модная одежда (7 кл., жен.)

…Каждый учитель одевается по-своему, ученик не должен судить учителя по одежке, а должен по знаниям (8 кл., жен.)

…Он может модно одеваться в школе и на улице. (8 кл., жен.)

…Это не самое главное. Некоторые учителя одеваются не модно, зато уроки ведут хорошо (7 кл., жен.)

…Желательно, правда все упирается в финансы. (10 кл., муж.)

…Было бы здорово, но у каждого свой стиль, поэтому это личное дело каждого. …Возможно ему хотелось бы быть одетым по моде, но не хватает средств, и никто не может его судить. (10 кл., жен.)

…Конечно. Ведь если учитель одет в соответствии с современной модой, то он более современный, более схож с подростками, и значит, лучше понимает их, и соответственно быстрее сможет найти подход к своим ученикам (10 кл., жен.)

…Не обязательно, но мы живем в городе, и учитель не должен выглядеть, как работник колхоза. (10 кл., жен.)

… Да. Но не совсем, ведь это учитель и должен подавать пример. А если учитель придет в драных джинсах, с дыркой в носу или пирсингом в пупке, будет не очень приятно. (8 кл., жен.)

…Нет. Можно просто носить строгий костюм (8 кл., жен.)

… Мне кажется, что учитель имеет право одеваться, как он хочет. (8 кл., жен.)

… Нет. Если учителю много лет, и он будет одеваться по модному, то есть носить брюки на бедрах, то это получается не школа, а дурдом. (8 кл., жен.)

…Конечно, а то подумают, какая-то бабушка старомодная пришла. (8 кл., жен.)

…Пусть учитель может не носить современную одежду, но главное, чтобы человеку она шла, и соответствовала прическа на голове. (7кл., муж.)

Многие учащиеся, встречаясь первый раз с учителем, обращают внимание на … глаза.

Вот несколько выдержек из высказываний учеников:

… Самое главное – глаза, если они выглядят добрыми, то человек добрый. (7 кл., жен.)

… Глаза – в них увидишь все, что необходимо (10 кл., жен.)

Многозвучным и разным должен быть и наш голос. Типичные ошибки начинающих учителей – слишком тихий (тогда ученики не слышат, переспрашивают друг друга, шумят, отвлекаются в конце концов) или слишком громкий голос (очень утомляет и раздражает такой голос, особенно учащихся со слабой нервной системой, повышенной чувствительностью).

Однотонный (постоянно высокий или постоянно низкий) голос не позволяет начинающему учителю создавать ритм своей речи (т. е. повышение и понижение громкости и длительности звуков), страдает и мелодика речи. Трудно становится улавливать окраску звука говорящего – тембр, изменение частей фраз, родственных по смыслу фраз, их согласование и объединение (гармонию речи).

А ведь при бедной мелодике речь бессмысленна, при бедном ритме речь бесчувственна, ибо мелодика есть музыкальное начало мысли, ритм - музыкальное начало энергии, тембр – музыкальное начало чувств. Чем ярче выявляются эти элементы, тем речь становится более музыкальной, более художественной, более выразительной и интересной. Самое красивое, что звучит на земле, - это человеческий голос. Но не будучи обработан, он походит на расстроенный инструмент.

К особенностям нашего общения с учащимися относится появление “любимчиков”.

Также плохая профессиональная память (когда после нескольких недель работы с классом учитель не в состоянии назвать школьников по именам и путает анкетные данные и характеристики), отсутствие четких границ и дистанции в отношениях с учениками (особенно это проявляется в фамильярном отношении учеников к начинающему учителю).

Вопроса об этом к учащимся не было, но многие дети обратили внимание на этот факт, как недостаток личностных качеств учителя:

…Я считаю, что самое плохое в учителе то, что некоторые из них любят подхалимов. (8 кл., жен.)

…Учитель должен одинаково относиться к детям, а не выделять кого-то. (8 кл., жен.)

… Есть учителя, у которых есть любимчики, это не честно. (8 кл., жен.)

… Если учитель вредный, злой, занижает оценки, то становится не интересно учить этот предмет. (7 кл., жен.)

Все это конечно ведет к потере привлекательности учителя.

Немаловажное значение имеет и ваш образ жизни. Имидж вашего образа жизни – это то, как люди воспринимают вашу личную жизнь, отношения с окружающими и домочадцами, ваши моральные принципы, достоинство, поведение, характер. Как ни странно школьники проявляют живой интерес к личной жизни учителя. На вопрос “Интересует ли вас личная жизнь учителя?” только 43% ответили “нет”, 67% ответили положительно (подавляющее большинство - девочки).

…Нет, но по учителю часто видно, что у него происходит в семье. (10 кл., жен.)

…Мне интересно, сколько детей у учителя, даже иногда хочется побывать у него дома. (7 кл., жен.)

…Да. Есть ли у учителя дети, муж, какова семейная обстановка, ссорятся они или нет. (7кл., муж.)

…Нет, но если учитель будет рассказывать о своей жизни или фактах биографи, то можно послушать. (7 кл., жен.)

…Нет. Личная жизнь у каждого своя, поэтому она и называется личной (8 кл., жен.)

…Да, потому что есть такие учителя, которые приходят расстроенные, избитые, и мне из-за этого интересно. (8 кл., жен.)

…Да, чтобы понимать, что в семье происходит, сочувствовать. (8 кл., жен.)

…Да, но не нужно совать свой нос слишком далеко. (8 кл., жен.)

…Нет. Зачем влазить в чужие дела. (8 кл., жен.)

…Да, меня волнует личная жизнь учителя. Вдруг дома какие-то проблемы, а ученик всегда может чем-то помочь (7кл., муж.)

…Лично меня нет. А если учитель готов сам рассказать, то пожалуйста, всегда готовы выслушать! (7 кл., жен.)

…Да, так как если в семье что-то не так пошло или какой-нибудь случился скандал, то учитель будет злой в этот день. И всю эту ненависть будет разбрасывать на нас. (7 кл., жен.)

…Нет. Это ваша жизнь (10 кл., муж.)

Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что не интересен как личность. А без интереса к личности нет интереса к предмету (так считают психологи). Другое дело, что в последующем интерес к личности учителя угасает, а разгорается интерес к предмету. Интерес к личности учителя, таким образом – средство активизации интереса к предмету. Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель дарит открытие “новых горизонтов”. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая таким образом собственный имидж.

В заключение хочу сказать, что уже сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже, которому должны соответствовать представители разных профессий – идеальный учитель, идеальный врач, идеальный инженер, идеальный предприниматель и т. д. Секрет успеха вашего профессионального имиджа напрямую будет зависеть от того, насколько вам удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей.

Литература:

  1. М. В. Зюзько. Психологические консультации для начинающего учителя. Москва, “Просвещение”, 1995 г.
  2. Удовенко М. На уроке и после звонка. Газета “Школьный психолог”, №7, 2006 г.
  3. Степанов М. Творческая личность нашего времени. Газета “Школьный психолог”, №31, 2004 г.
  4. Руководство “Виды одежды. Когда и как одеваться”. Москва, ассоциация “Книга”, 1992 г.


-- --


Категория: СТИЛЬНІ ПОРАДИ | Добавил: yrok Просмотров: 1352 | Загрузок: | Рейтинг: 5.0/1
Рекомендуємо переглянути:


ТАКОЖ ВАМ МОЖЕ БУТИ ЦІКАВО:


Українська мова. 4 клас. Завдання для відпрацювання навичок


Яких жестів нам слід уникати і чому?


Математика. 4 клас. Завдання для відпрацювання навичок


Скляний чоловічок



Поділитися посиланням на цю сторінку в:


Всего комментариев: 0



avatar
ДОВІДНИК
СЕРТИФІКАТИ
КОНТАКТ
Email: kresak@ukr.net
СТАТИСТИКА САЙТУ

Онлайн: 17
Гостей: 17
Читачів: 0


СЬОГОДНІ НАС ВІДВІДАЛИ

Україна. Кривий Ріг